воскресенье, 8 июня 2014 г.

натюрморт посуда

Урок 18-в. Как нарисовать натюрморт — ткань, драпировка, посуда (Часть 3)



16. Складки ткани. Рисунок пером



РИСОВАНИЕ ТКАНЕЙ



Художнику часто приходитсяизображать ткани — одежду, занавеси и т. п. Он должен уметь передать не только цвет или орнамент ткани, но и другие ее качества — толщину, ворсистость, мягкость или жесткость. Различные по фактуре ткани дают и разные формы складок: крупные, мелкие, округлые, плавные, ломаные. Если ткань висит, складки ее свободно спадают вниз, напоминая цилиндрическую или конусообразную форму; если ткань лежит на каком-либо предмете, то складки, облегая этот предмет, подчеркивают его форму и т. д.



На рис. 16 тушью и пером изображена висящая ткань с вертикальным направлением складок.



Рис. 18 сделан отмывкой тушью. Упругая ткань растянута между двумя точками. Появились крупные поперечные складки. Освещение искусственное, контрастное, поэтому границы падающих теней четкие. Здесь предварительно были намечены легкими карандашными линиями границы складок и основных теней, как это показано на рис. 17. Затем были залиты разведенной тушью или краской полутени и тени, начиная с бледных тонов; наслаивая краску, постепенно сгустили тон до нужной насыщенности.



Толстая узорчатая драпировка, положенная на кресло, повторяет его форму (рис. 19). Рисунок выполнен карандашом. Естественно, что сначала надо было представить себе и построить в общих чертах форму кресла, а потом уже переходить к построению облегающих его складок.



18. Складки ткани. Отмывка тушью. Учебный рисунок



Ткани необходимо рисовать возможно чаще, вырабатывая в себе умение «ставить натуру», драпировать что-либо естественно располагая складки, подчиняя их композиционному замыслу, удачно осветить ткань, чтобы выявить ее свойства. Особенно трудно рисовать драпировки «от себя», по представлению, а это очень важно для художников-текстильщиков и особенно модельеров костюма.



КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ИЗ ДОМАШНИХ ПРЕДМЕТОВ



В каждый натюрморт могут входить различные предметы, но они обязательно должны быть объединены, связаны между собой общей темой, подчинены одной идее. Группа предметов, случайно оказавшихся вместе, не связанных между собой тематически, не будет натюрмортом в общепринятом значении этого слова. Составить натюрморт — задача трудная и требует известного навыка. Прежде всего определяется тема натюрморта: фрукты и овощи, музыкальные, столярные инструменты и т. п.



19. Орнаментальная ткань. Учебный рисунок



После этого подбираются соответствующие данной теме компоненты натуры: некоторые из них будут основными, главными, другие второстепенными, дополняющими. Следующая задача — расположить предметы, скомпоновать их в единое целое, выбрать высоту подставки, освещение.



Как компоновать предметы? Готовых рецептов на это не существует. Каждый новый натюрморт должен быть поставлен по-новому, композиционных решений может быть бесконечное множество.



Предположим, предстоит составить натюрморт из вазы, веток рябины и яблока. Если в вазе ветки наклонены и влево и вправо, уравновешивая друг друга, а ваза поставлена в центре, то яблоко, положенное рядом с ней, нарушит равновесие (рис. 20, А). Правая половина будет более загружена деталями и «перевесит» левую. Это впечатление усиливается тенями, направляющимися тоже вправо. Если вазу немного подвинуть влево, а яблоко вместить вправо и продвинуть его к переднему плану, — группа представляется более уравновешенной; появляются разные планы пространства, глубина (рис. 20, Б).



20. Композиция натюрморта



Если букет асимметричен, и ветки свешиваются в левую сторону, вазу можно значительно сдвинуть вправо; тогда яблоко, положенное с другой стороны, уравновесит композицию (рис. 20, В). Направление веток влево поможет пространственной связи с букетом, равномерному заполнению листа. Центральное положение вазы с таким букетом должно уравновешиваться яблоком, положенным с другой стороны от веток (рис. 20, Г). Но в данном случае, благодаря направлению веток, весь натюрморт смотрится нескомпонованным, а элементы его — разобщенными.



Перед тем, как компоновать рисунок, т. е. красиво, целесообразно расположить его на листе бумаги, выбирается точка наблюдения, в зависимости от которой натура смотрится по-разному: если смотреть с одной стороны, натюрморт представляется построенным по вертикали, а с другой — по горизонтали. Это в свою очередь определяет выбор формата бумаги. Следует искать точку наблюдения наиболее выгодную, при которой компоненты натуры удачно располагаются в пространстве, не загораживая друг друга, хорошо выявляя свои характерные свойства.



Желающему овладеть реалистическим рисунком надо учатся композиции у природы, внимательно приглядываться к окружающему миру, стараясь найти в нем элементы гармонии, ритма, равновесия, контрастов. Это разовьет наблюдательность, восприимчивость к красоте.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА



21. Натюрморт. 1-я стадия рисунка





НАШИ КРАСИВЫЕ ПИТОМЦЫ @ РУССКАЯ ЦВЕТНАЯ БОЛОНКА



Сообщений: 8464



Статус: Offline



Натюрморт



Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Натюрмо?рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.



Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.



Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением



Нидерландский натюрморт XVII века



Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».



Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему.



Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.



Цветочный натюрморт



Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.



Учёный натюрморт



Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’?il). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.[color=orange][color=orange][color=orange][color=orange][color=orange]





Натюрморт



Статья описывает жанр фотографии - натюрморт. Также даются советы начинающим фотографам, как правильно снимать натюрморт.



Для начала рекомендуем пройти курсы для начинающих тут дальше читайте советы по натюрмортам и снимайте!



Съемка различных предметов в композиции, которая называется натюрморт. может быть очень интересной по форме и образу изображения. Натюрморт является самостоятельным жанром фото искусства, имеет свои задачи и свои сюжеты. При создании натюрморта в фотографии широко применяются различные изобразительные средства. Такими средствами являются световые и колористические решения, тональность, разные композиционные приемы.



Когда зритель смотрит на натюрморт, то видит не только конкретные предметы, но и пространство, которое находится за ними. Поэтому зритель получает впечатление, определенный настрой и от самих предметов, и от окружающей обстановки.



В натюрморте фотографу важно поработать со светом, потому что только с помощью него можно передать фактуру предмета, его шершавость или гладкость, расположение предмета в пространстве. Поэтому натюрморт представляет собой еще и учебный процесс по изучению техники освещения.



Предметы в натюрморте в большинстве случаев показаны крупным планом, так как человеку проще видеть их такими, какие они есть на самом деле. Во все времена человека привлекали такие предметы, как фрукты и овощи, посуда из стекла или фарфора, предметы быта. Темы таких натюрмортов очень разнообразны и бесконечны.



Иногда натюрморт снимают с использованием только одного источника света. Делают это для того, чтобы изображение вышло необычным по тональности и светотеневому рисунку.



Для съемки фарфоровой посуды можно применять как белый, так и черный фон. Светлая посуда будет хорошо контрастировать с темным фоном. Чтобы обрисовать контуры предметов можно применить контровый свет, а спереди нужен рассеянный свет. Если освещать блестящие поверхности изделий, то на них появляются блики, которые мешают воспринимать форму предметов. Чтобы избежать бликов следует снимать рассеянным светом, а позади предметов расположить хорошо освещенный белый фон.



Сложнее технологически снимать динамичный натюрморт (льющаяся жидкость, перемещающиеся предметы). Однако с помощью ламп-вспышек такие сюжеты возможны.



Фон в фотографировании натюрмортов занимает особое положение. В основном поверхность, где размещаются предметы, разделяется от фона горизонтальной линией. Такое разделение снимка на две части мешает воспринимать его в целом. Чтобы не допускать такой линии нужно или снимать с высокой точки, или применять в качестве фона большой кусок ткани или бумаги. Такой фон должен плавно переходить из вертикальной поверхности в горизонтальную.



Для съемки натюрмортов можно использовать объективы различных фокусных расстояний. Достаточная глубина резкости достигается при диафрагме 1:8 или 1:11. Для обеспечения резкости предметов необходимо устанавливать камеру на штатив. Со штативом также удобно переставлять предметы, чтобы найти для них наиболее удачное место.



При копировании материала ссылка на источник обязательна



Mне нравится





Известные натюрморты



И. Машков "Натюрморт" (1930)



Слово «натюрморт» с французского языка переводится как «мёртвая природа»  (фр. nature morte).



О натюрморте



Всё, что уже не живёт, не дышит, что сорвано, срезано, но продолжает радовать человека своим существованием – всё это является предметом натюрморта.



Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. А раньше он был лишь украшением и выполнял утилитарную функцию.



Ранние натюрморты часто содержали скрытую аллегорию (иносказание), которая выражалась через обыденные предметы, наделённые символическим значением. Иногда в натюрмортах   изображали череп, который должен был напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти.



Аллегорический натюрморт называлсяВанитас  (лат. vanitas. букв. «суета, тщеславие»). Его композиционным центром традиционно является человеческий череп.



Бартоломеус Брейн Старший (I пол. XVI в.). Ванитас



«Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, — всё суета!».



Виллем Клас Хеда. Ванитас



Череп   символизирует бренность человеческой жизни. Курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.  Стекло символизирует хрупкость жизни. Ключи – власть домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Лист бумаги обычно с нравоучительным (часто пессимистическим) изречением. Например:



Hodie mihi cras tibi – сегодня мне, завтра тебе;



Memento mori – помни о смерти;



Aeterne pungit cito volat et occidit – слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон;



Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum – всё разрушается смертью, смерть – последняя граница всех вещей;



Nil omne – всё — это ничего.



Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта – такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов.



С середины XVII в. натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение уже как самостоятельный жанр. И одним из самых первых выделился цветочный натюрморт, особенно   в произведениях Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, а далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема во второй половине XVII в. Популярен цветочный натюрморт и у художников нашего времени.



Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческой   деятельности, музыкальные инструменты и др.



Рассмотрим некоторые наиболее известные натюрморты.



Виллем Клас Хеда (1594-1682) «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)



Виллем Клас Хеда «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)



В этой картине заметно виртуозное мастерство художника в передаче обычных, повседневных предметов быта. Хеда так изображает их, что очевидно, что он сам любуется ими: создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов.



На небольшом столе, покрытом богатой тяжёлой скатертью, мы видим лимон и любуемся его янтарной мягкостью, ощущаем аромат свежей ветчины и слышим звон сверкающего серебра. Завтрак окончен, поэтому предметы на столе – в естественном беспорядке.



Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина – чувственные радости, лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Картина заключает размышление о том, что следует позаботиться не только о теле, но и о душе.



Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Полотно не только красиво, оно ещё и рассказывает о скрытой «тихой жизни» предметов, увиденной внимательным взором художника.



Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.



Поль Сезанн (1830-1906) «Персики и груши» (1895)



Поль Сезанн "Персики и груши" (1895)



Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.



Каждый из предметов в данном натюрморте изображён с разной точки зрения. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты – сбоку, столик – снизу, а кувшин – одновременно с разных точек зрения. Сезанн стремится максимально полно показать форму и объём, свойственные персикам и грушам. Его приём основан на оптическом законе: тёплые цвета (красный, розовый, жёлтый, золотистый) кажутся нам выступающими, а холодные (синий, голубой, зелёный) – отступающими в глубь холста.



Форма предметов в натюрмортах Сезанна не зависит от случайного освещения, а становится постоянной, присущей каждому предмету. Поэтому натюрморты Сезанна кажутся монументальными.



Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.



Анри Матисс (1869-1954) «Голубая скатерть» (1909)



Анри Матисс «Голубая скатерть» (1909)



Знаменитый французский художник Анри Матисс в зарубежном искусстве XX в. занимает одно из ведущих мест. Но место это особое.



В самом начале XX в. Матисс стал главой первой новой группы в европейской живописи, которое назвали фовизм (от французского «дикий»). Особенностью этого направления была свобода в использовании любого цвета, произвольно выбранного художником, стремление к декоративной красочности. В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства.



Но через некоторое время эта группа распалась, и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс   стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в.



В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины.



Натюрморт в русской живописи



Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в. но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Чаще всего он использовался как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.



Но в начале ХХ в. натюрморт в русской живописи получил расцвет и впервые стал равноправным жанром. Художники искали новые возможности в области цвета, формы, композиции натюрморта.   Среди русских натюрмористов можно назвать И.Ф. Хруцкого, И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, И. Левитана, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Нестеренко и др.



Самым известным натюрмортом П. Кончаловского является его «Сирень».



П. Кончаловский «Сирень» (1939)



П. Кончаловский "Сирень" (1939)



П. Кончаловский в живописи был последователем Сезанна, он стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известность художник получил именно благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком кубизму и фовизму.



Его натюрморт «Сирень» полна этим праздничным цветом, радующим глаз и воображение. Кажется, что весенний аромат сирени доносится с полотна.



Гроздья сирени изображены обобщённо, но внутренняя память подсказывает нам очертания каждого цветочка в грозди и оттого живопись Кончаловского кажется реалистичной.



Не менее щедрым в изображении материальности мира, красочности палитры был и современник Кончаловского – И. Машков.



И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)



И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)



В этом натюрморте также буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.



Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.



В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)



Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I. Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение, и это мнение выражено им очень убедительно.





Натюрморт в фотографии



Натюрморт – это один из жанров фотографии, в котором объектом съемки становятся различные неодушевленные объекты, изделия либо товары: художественные изделия, посуда, цветы, фрукты и пр. Часто натюрморт используют для демонстрации в изящной форме определенных предметов быта либо прикладного искусства. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии.



Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Например, с помощью натюрморта можно раскрыть внутренний мир человека, отсутствующего в кадре, показать особенности его быта и характера.



Фотографии, снятые в жанре натюрморт, радуют поэтичностью изображения, выразительностью передачи фактуры, цвета и объема предметов, лаконизмом композиционных решений, четкостью тонального и цветового рисунка. Многие фото, снятые в этом жанре, поражают тонкостью композиционных решений и блеском мастерства фотохудожника.



Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа ». В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life », а в Германии «stilleben ». И то, и другое переводилось как тихая. спокойная жизнь. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.



Основными предметами, изображавшимися художниками на натюрмортах, были фрукты, цветы либо мертвая дичь. Фотографы, работавшие на заре фотографии, вскоре после того, как появился фотоаппарат, использовали, как правило, эти же предметы и снимали натюрморты обычно в помещениях, но иногда делали исключения. Дело в том, что ранние фотоматериалы отличались плохой светочувствительностью, поэтому некоторые фотографы предпочитали фотографировать натюрморты в палисаднике либо саду. При этом они составляли композиции из самых разных предметов: тачек, ведер, лестниц и пр. которые нередко соседствовали на фото с принесенными из дома вещами, а также живыми цветами и деревьями. Такого рода натюрморты присутствуют в работах Ричарда Джонса, Ипполита Байяра и Реми Робера.



В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas », что с латинского переводится как «тщета », «призрачность ». Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Подобные работы были у Альфреда Стиглица, Роберта Мепплторпа, Ирвина Пенна, Луи Жюля Дюбок-Солея и пр.



С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Фотографы стали искать более сложные ракурсы, использовать приближенную съемку, экспериментировать с фактурой и формой объектов. Расширился и круг используемых предметов. Кроме банальных бытовых вещей в натюрмортах стали использоваться различные индустриальные предметы: детали станков и машин, инструменты и пр. В это время фотографии в жанре натюрморт делали такие фотографы, как Уильям Андерхил, Эдвард Уэстон, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Андре Кертец и пр.



В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт » много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам, изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом.



Со второй половины двадцатого века фотографии, выполненные в жанре натюрморт, все чаще стали использоваться в рекламной индустрии. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Благодаря ему фотография, созданная в жанре фотографического натюрморта, впервые украсила обложку модного журнала.



Одним из наиболее известных российских фотографов, работавших в конце двадцатого столетия в жанре фотографического натюрморта, был Борис Смелов.



Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр.). О сайте fotomtv .





Что такое Натюрморт



Уже древние греки чрезвычайно искусно рисовали натюрморты. Плиний в «Естественной истории» описывает состязание между двумя греческими художниками. Зевксис из Гераклеи изобразил на полотне кисть винограда – и сделал это так реалистично, что она соблазнила птиц, пробовавших клевать ягоды. Его соперник Паррасий, однако, показал себя большим мастером. Он нарисовал полуоткрытую занавесь, которую его соперник, обманувшись, попробовал открыть.



Фото: cliff



Натюрморт обычно представляет собой художественную композицию, составленную из разнообразных предметов – посуды, фруктов, цветов, пищевых продуктов – размещённых в продуманном порядке. Он также может выступать объединяющим мотивом в религиозных, исторических или бытовых сценах. На всём протяжении истории натюрморты создавались не только с мыслью об их декоративных достоинствах: художники выделяли определённые предметы и придавали им символический смысл, таким образом, передавая зрителю определённые мысли и эмоции. Множество примеров натюрморта можно найти на римских фресках в Помпеях. Они в значительной мере подражают более ранним греческим изображениям.



Теоретики искусства до второй половины XIX века относились к натюрморту несколько пренебрежительно, как ко второму сорту живописи. Первые натюрморты известны ещё с античного периода. В качестве отдельной разновидности живописи натюрморты появились около 400 года до нашей эры в Греции, где были весьма популярны. Они присутствовали в настенной живописи, напольных мозаиках, а также на маленьких картинках, которые вешались на стену.



В живописи того периода можно выделить два типа сцен. Первая разновидность – дары гостеприимства. Они представляли собой продукты питания, а также чаши с водой и вином, то есть всё то, чем щедрый хозяин дома одаривал своих гостей. Вторую разновидность составляли композиции, выполненные на напольных мозаиках. Они изображали остатки пищи, разбросанные по полу, словно их забыли убрать после пира. Множество натюрмортов сохранились на римских картинах и мозаиках, в частности в Помпеях, Геркулануме и Риме. На них изображена посуда, фрукты, готовые блюда, дичь и дары моря. Всё это символизировало достаток и изобилие дома. Древние натюрморты служили для отделки внутренних помещений. Важной их чертой был иллюзионизм, то есть стремление достичь иллюзии реальности. Традиции натюрмортов исчезли вместе с упадком Римской империи. Термин «натюрморт» происходит из французского языка и появился во второй половине XVIII века.



Дата публикации: Апрель 15 2011



Приглашаем присоединиться к Американкам в следующих сервисах:





Погода в Омске



Натюрморт - один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях.  Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.



Уметь правдиво изобразить с натуры форму и краски предметов - это значит передать с помощью  конструкции, перспективы, цветовых отношений пропорции, объём, материальность, пространственное  положение предметов и их характер в целостном живописном натюрморте. 



Эти качества реалистического изображения предметов направлены на выявление их эстетических   свойств и красоты.



Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистической живописи, где художник постигает  законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и  творческому отношению к натуре.



Натюрморт с цветами



Растения и цветы издревле являлись содержанием многих натюрмортов, вошли неотъемлемой частью  в картины крупнейших мастеров живописи. Растения и цветы насыщены всевозможными ракурсами, сложной ритмикой и переплетением форм,  неожиданными цветовыми нюансами, взаимосвязью цвета и фактурными особенностями.



Цветы в букете как натура всегда привлекали и привлекают внимание художников, и чем тоньше,  взволнованнее, искреннее передана их естественная красота, тем более глубокие чувства вызывает она у зрителей.



С определённой сложностью в изображении букета цветов живописец сталкивается с самого начала  работы над этюдом - с композиционным размещением будущего изображения на плоскости холста.  В хаотичном, на первый взгляд, нагромождении веток, листьев цветов надо рассмотреть общую массу, силуэт, пространственную структуру, ритмы,  колористический строй.



Композиционный центр составит основу в разработке образной структуры натюрморта. Он должен определить наиболее важную в тематическом отношении часть, подчинить ей все второстепенные детали.  Центр композиции обусловливает взаимосвязь всех элементов композиции, общий строй натюрморта.



Ритм направленных в стороны, вверх и частично вниз элементов растительности создаёт как бы  зрительный каркас, который организует изображение и руководит нашим восприятием.



Незаметные, скрытые от взгляда ритмы, придающие изображению пластическую стройность и завершённость, как правило, маскируются такими живыми деталями, как листья и бутоны цветов.  Именно эти детали придают изображению живость впечатления и непринуждённость трактовке натюрморта  в целом.



Свет, как и цвет, - важный выразительный элемент композиции в живописи. Известно, что обычно в полную силу пишут те предметы, которые составляют смысловую основу композиции. Как правило, композиционный центр в постановке высвечивается, оставляя второстепенные планы и детали затемнёнными, как бы поглощёнными тенью.



Из истории натюрморта



В истории натюрморта как самостоятельного жанра художники начиная с 17 века стремились не  только составить натюрморт красиво, подобрать к нему интересные предметы и драпировки, но и найти такое освещение, при котором наиболее полно раскрывалась бы идея.



Во все времена живописцы уделяли свету большое внимание, рассматривая освещённость предметов  как образное начало в постановке, способное вызвать у зрителя определённое настроение.



Понять и почувствовать эмоциональную силу света в натюрморте поможет изучение мастерства  голландских художников-реалистов XVI - XVII вв.; Питера Класа, Виллема Геда, Франса Снайдера, в творчестве которых искусство натюрморта получило наивысшее развитие.



Будучи блистательными рисовальщиками и живописцами, "малые голландцы" умели подмечать  эстетическую ценность вещи, а через неё передавать такую радость восприятия жизни, что до сих пор вызывают восхищение любовно написанные ими посуда, фрукты, дичь.



Начиная с середины 19 века на развитие живописи, в том числе натюрморта, начал оказывать влияние французский импрессионизм. Художники стали проявлять больше интереса к среде, в которой находится  натюрморт, т. е. к передаче света, воздуха. игры цветовых  и световых пятен на поверхности предметов.



Живописные возможности натюрморта



За счёт обогащения световыми эффектами значительно расширились живописные возможности палитры  художников.



В ходе работы над рисунком может возникнуть пестрота, дробность в трактовке отдельных предметов  и их деталей.  Нужно восстановить цельность изображения, помня,  рисунок начинается по принципу  "от целого к частному", а заканчивается реализацией принципа "от частного к целому".



Законченный рисунок должен быть не только грамотно построенным, но и выразительным. Для этого рисующему необходимо ответить себе на вопрос: как, подчёркивая или смягчая границы формы, обобщая тщательно проработанные детали и подчиняя их большой форме, правдиво отобразить материальную  сущность предметов, декоративный характер натюрморта?



Как правило, классический натюрморт имеет чёткое пространственное разделение на три плана с ясно  выраженным композиционным центром. Передний план отводится мелким предметам дополняющим общий  замысел, но не отвлекающим внимание  зрителя от главного предмета, являющегося центром композиции (второй план).  Драпировки, расположенные на третьем плане натюрморта, играют роль фона.



Натюрморт с фруктами очень популярное направление в истории картин натюрмортов, желтовато оранжевые персики, зрелые сливы вперемешку с колоритным виноградом и виноградными лозами с закрученными усами и листьями, дополняют композиционную режиссуру всей картины. Легкая изюминка во многих картинах натюрмортах с фруктами это конечно красивая бабочка или муха написанные очень убедительно, что хочется их потрогать это классика известных натюрмортов подчеркивающих Голландский стиль.  Благодаря колористическому богатству, цвета, контраста все содержимое картины постепенно оживает под действием света и постепенно вырабатывается тип роскошного натюрморта с фруктами достойный красоваться в вашей картинной галереи.  Главной задачей Голландских художников являлось: привлечь зрителя необыкновенной красотой натюрморта с фруктами, развить в человеке чувство восприятия прекрасного, заставляющее думать и размышлять о красоте окружающих их вещей, привычных взгляду неодушевленных предметов. Человек еще с издревле вглядывался в мир окружающих его предметов, пытаясь разгадать сокровенные тайны жизни, отобразить все изящное на холсте. Всю эту красоту, великолепно сумели увидеть Голландские художники и представить всему миру необычные свои творения и неразгаданные тайны искусства натюрморта с фруктами.



Натюрморт это яркое выражение человека, к окружающему нас миру прекрасных вещей и даров матушки природы. Авторские картины натюрморты с тонко прописанной деталировкой предметов с колоритным обилием экзотических фруктов, где падающий на предметы свет, играет на блестящей поверхности стеклянных ваз и металлической посуде, что придает цельности, единство построения композиции и неповторимую сказочную декоративность всего изображения.



Что такое натюрморт (nature франц.- мертвая природа) (вид станковой живописи), как правило это изображение неодушевленных предметов (фрукты, букеты цветов, дичь, предметы повседневного быта, всевозможная утварь, фарфор, стекло) всегда существовавших в окружении человека в картинных галереях. Во многих известных натюрмортах, художники старались передать фактуру и цвет предметов как можно точнее и естественней, добавляя акцент роскоши и пышности, скомпоновывая их с художественным смыслом.



Большинство авторских картин натюрмортов это картины маслом написанные на холсте. Изысканное чувство цвета натюрморта маслом, утонченная живопись, картины относящиеся к романтическому стилю, завораживали художников натюрмортов. будоражили своих почитателей в прошлом.



Казалось бы предметы, фрукты искусно написанные на холсте обретали совсем другую ценность, в обыденной же жизни не привлекающие особого внимания. Отличительными особенностями Голландского натюрморта являются его небольшие размеры, так как в основном покупали их для украшения люди из среднего сословия, иногда зажиточные крестьяне.



Содержимое картин натюрмортов подчеркивалось чрезвычайно точной детализацией материального мира, передаче реальных форм, очень добросовестно и старательно выписывались отдельные фрагменты картины, предметы в натюрморте представлялись в праздничной манере восприятия, изящная роскошь и блеск, спокойная созерцательность, все это соответствовало изысканному вкусу Голландцев.



Большое значение придавалось композиционному решению, манере написания картин достаточной уверенностью знания своего дела и любви к своему ремеслу, заточенное терпеливостью и прилежанием, что являлось национальной чертой Голландских художников. Голландский натюрморт написанный маслом на холсте - это великое открытие художниками красоты мира, уникальных творений природы, вещей с их неповторимым разнообразием и богатством. Художник демонстрирует картины живопись, искусно написанные фрукты, композиционно подобранные различные предметы, объединенные вокруг основного и главного.



Мастерски разложенные, красивые по цветовой гамме экзотические плоды в содружестве с бликующей стеклянной и металлической посудой, рефлексы которой играют приятным зрительным восприятием. Рисовать натюрморт это не легкая задача, но очень интересная, усложняет работу проработка, стеклянной и металлической посуды. различной сложности декорированные вазы, красивые подносы, на которые раскладываются фрукты и другая снедь.





Натюрморт



Как богат и разнообразен мир вещей, окружающих человека! Всмотритесь в портрет купца кисти голландского художника Яна Госсарта (слайд № 4). Сколько здесь предметов, удостоверяющих не только профессию, но и симпатии этого энергичного человека. С другой стороны, как внимательно и любовно художник передает красоту формы и цветовое разнообразие этих предметов, будь то керамическая песочница для сушки чернил или тонкой работы перстни, украшающие руки купца.



Искусство вещи задолго до становления жанра натюрморта было непременной принадлежностью любого живописного произведения. Более того, роль изображенных предметов никогда не исчерпывалась простой информацией — добавлением к основному содержанию произведения. В зависимости от исторических условий и социальных особенностей, предметы всегда участвовали в создании художественного образа.



Интерес к окружающему миру в его предметном выражении пробудился у человека с древнейших времен. В искусстве Древнего Востока и в античности мы встречаем изображения овощей, цветов, посуды. (слайд № 5). Сохранились и упоминания о мастере таких изображений — греческом художнике Периакосе, работы которого, возможно, служили образцами для фресок в Помпеях. Древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший повествует о творческом споре греческих живописцев Зевксиса и Паррасия. Первый из них так убедительно написал виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать. Другой же столь искусно изобразил занавес в своей мастерской, что Зевксис принял его за настоящий, после чего признал себя побежденным.



Время не сохранило до наших дней картины прославленных мастеров древности, неописанный Плинием метод воспроизводить живописными средствами действительность с точностью до обмана сохранил свою популярность и в более поздние времена. Примером такого иллюзионизма являются «обманки», которыми на протяжении XVI-XVIII веков украшали интерьеры домов. Иногда они являлись дверцами шкафов с изображенными на них корешками книг (слайд № 6), письменными принадлежностями, охотничьими трофеями; часто этот прием художники использовали в изображении отдельных деталей картины (стрекозы, бабочки, капли воды на цветах и фруктах и пр.).



Постепенно, по мере того, как воспроизведение окружающих человека предметов складывалось в самостоятельный жанр, они приобретали все более глубокий смысл и значение. Произошло это в период сложения новой буржуазной культуры в начале XVII века в Нидерландах, где демократические идеалы голландского бюргерства определили интерес к искусству, правдиво отражавшему быт, нравы людей и природу небольшой североевропейской страны.



Представитель рассматриваемой эпохи, драматург, поэт и живописец Гербранд Бредеро говорил, что художники изучали «только одну книгу — книгу повседневной жизни». И именно тогда мир вещей, созданных как природой, так и человеком, начинает жить в полотнах мастеров своей удивительной «тихой жизнью» (перевод голландского термина stilleven, английского still life, немецкого stilleben). Столетие спустя французский просветитель Дени Дидро использовал для обозначения жанра натюрморт термины «неодушевленная натура» (nature morte) и «покоящаяся натура» (nature reposee).



Голландские, а вслед за ними и европейские мастера активно использовали элементы натюрморта, в зависимости от стоявших перед ними художественных задач, в портретах и бытовых картинах, однако очень быстро снедь, фрукты, овощи, посуда и другие предметы внимания художника стали самоценным объектом живописи.



Всмотритесь в знаменитые натюрморты Клааса л Хеды и Виллема Кальфа (слайды №№ 7, 8), Сверкает украшенное позолотой чеканное серебро драгоценной посуды, яркими бликами светится редкостный для того времени фарфор, тускло переливается шелковистый ворс ковра — каждая из изображенных вещей имеет бесконечное множество свойств, доставляющих зрителю радостное ощущение полноты и ценности жизни. И все они с изысканным вкусом, тонким чувством гармонии и великолепным живописным мастерством соединены в I единое целое. В пристальном внимании художников к изображенным предметам выражено их отношение к быту голландских бюргеров, живших в богатой стране.



Иначе выглядит «Натюрморт с попугаем» одного из основоположников немецкого натюрморта Георга Флегеля (работал вместе с фламандским художником Лукасом ван Фанкельсборхом). Предметный мир открывается здесь зрителю (слайд № 9) не в изящной непринужденности композиции, а в подчеркнутом взаимодействии даров природы с тем, что сотворено рукой человека. В несколько наивной демонстративности изделий из металла, керамики, стекла, тканей, а также фруктов, цветов, кондитерских изделий и пр. выражено стремление художника освоить открывшееся ему богатство форм, фактур и красок. Не случайно в ограниченное пространство холста он стремится вместить как можно больше предметов, характеризующих разнообразие здорового увлечения вкусной едой и красивыми вещами, так свойственного людям семнадцатого века.



Особое место в натюрморте занимали изображения цветов и фруктов, овощей и других даров природы. В работе Абрахама Миньона (ученик Флегеля) корзина с фруктами, овощи, растения, рыбы, ящерицы и т.д. с большим вкусом объединены в великолепную декоративную композицию, призванную радовать глаз как щедростью природы, так и мастерством художника (слайд № 10).



Тем самым, как картина, посвященная миру вещей, натюрморт, в классическую пору своего развития, выражая характер познания действительности, прежде всего рассказывал об основных свойствах окружавших человека предметов. Он нес в себе так же выраженную художником эстетическую оценку этого мира, а подчас и его размышления о сущем. Натюрморты, дополненные такими. атрибутами времени, как часы, письма, черепа и пр. приобретали философский подтекст, говоря о вечной красоте природы и быстротечности человеческого бытия (слайд № 11).



Позже, в эпоху господства академической системы образования в Европе (XVIII-cep.XIX века), натюрморт i был отнесен к «низшим» жанрам, став одним из элементов обучения искусству живописи. Однако и в этих условиях создавались яркие произведения, ставшие образцами этого жанра. Натюрморты французского художника Жана Семиона Шардена (слайды №№ 12, 13) при всей своей общности с живописью предшественников, отличаются большей простотой изображаемых предметов. Меняются и нюансы отношения к ним художника. Шардена, в его тщательном следовании натуре, привлекают не декоративные эффекты, а полезность близких ему вещей. В гипсовой скульптуре, желтоватых свитках, книгах в потертых кожаных переплетах, в скромной посуде, составляющих натюрморты, подчеркнуто повседневное участие этих вещей в жизни конкретного человека — художника.



В России натюрморт начинает развиваться как самостоятельный жанр довольно поздно, в начале XIX века в связи с интересом к быту. Описательный реализм, утвердившийся в литературе и живописи первой половины XIX века, определил интерес к обыденным вещам, которые изображаются художниками то с незамысловатой простотой, то порой в сложных композиционных решениях, характеризующихся сложными жанровыми взаимосвязями. В работе Григория Сороки (?) «Отражение в зеркале» (слайд № 14) предметы женского рукоделия, расположенные на первом плане, обрели такую самостоятельную жизнь и значимость, что жанровый мотив (две беседующие женщины), оказался отодвинутым в глубину отраженного пространства.



Во второй половине XIX века художников привлекает уже не столько материальная структура вещи (качество, выражающее сущность предметного мира), сколько преходящая смена впечатлений — мерцание красок, световые эффекты и т.д. Цветы для французского художника Одиллона Редона — это прежде всего «крупные ароматные существа, восхитительные порождения света». В его натюрморте они превращены в систему цветовых пятен, легко нанесенных на расплывчатый фон холста (слайд № 15).



Импрессионисты, исповедуя принцип мгновенного зрительного восприятия, отказались от материальных характеристик изображаемых предметов в пользу изменчивости красочных сочетаний, особого значения световоздушной среды. Каждый лепесток в букете хризантем Клод Моне наполняет светом и цветовыми рефлексами. Легкая воздушная дымка, окружающая эти осенние цветы, растворяет природную жесткость их очертаний, а тонкие цветовые рефлексы создают новое для искусства того времени ощущение многокрасочной целостности мира (слайд № 16).



В конце прошлого столетия характер взаимоотношений мастеров кисти с предметным миром становится сложнее в силу набиравшего темпы напряженного поиска новых выразительных средств, а также открывающихся новых граней познания окружающего мира и человека. На первое место выходят не традиционные, выверенные временем подходы и приемы, а личные ощущения и индивидуальная манера их живописного воплощения. Жизнь природы начинает раскрываться в сложной цепи связанных с ней ассоциаций. Создавая серию «Подсолнухи» (слайд № 17), Винсент ван Гог упоминал в одном из писем, что стремился достичь «эффекта витражей в готической церкви». Хотя, прежде всего, «солнечные цветы» привлекли его поиском гармоничного колорита, который художник мыслил как сочетание чистых ярких цветов, способных выразить жизнь природы и человеческие чувства. Эмоциональное напряжение, столь свойственное его произведениям, несет в себе, благодаря выразительной пластике мазка, динамичную фактуру холста.



Для Поля Сезанна главным в натюрморте было выразить непреходящую значимость окружающего предметного мира. Он возвращает ему утраченные импрессионистами природные свойства. В «Натюрморте с яблоками и бегонией» (слайд № 18) изображенные предметы материальны, цветовые сочетания устойчивы. В красках находит свое выражение вес, фактура и объем предметов. Плотно и тяжело, с математической непреложностью, легли они на плоскость стола. В своем стремлении к обобщению художник отказывается от случайностей сиюминутного восприятия. Его произведения уравновешены, гармоничны и величавы.



Если на протяжении трех веков своего становления и развития натюрморт был для художников средством постижения окружающего человека предметного мира, то в начале XX века он становится их творческой лабораторией. Поиск новых средств выражения для живописцев Франции, Германии, России определяется прежде всего формами натюрморта, причем русский натюрморт стал весомым вкладом в историю развития этого жанра.



Константин Коровин в своих великолепных, красочных работах воспевал радость человеческого бытия (слайд № 19). Используя опыт импрессионистов в выражении непосредственного восприятия окружавших его вещей, он не растворил форму в воздушной среде и цветовых нюансах, а подчеркнул ее плотностью цвета и фактурностью мазка.



Художники объединения «Бубновый валет» добивались убедительной художественной выразительности (слайд № 20), опираясь на «уроки» Сезанна с его культом материальности и живопись русского примитива (городская вывеска).



Для Кузьмы Петрова-Водкина натюрморт был «одной из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. «Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет», — в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем». Непритязательные по набору предметов работы художника интересны тщательным анализом натуры, своеобразной композицией, выразительностью цветового решения (слайд № 21).



Тонкие по своему художественному строю произведения Павла Кузнецова отмечены влиянием искусства Востока. «Утро. Натюрморт» своеобразен поэтичностью мировосприятия художника (слайд № 22). В голубоватом сумраке нарождающегося дня — россыпь фруктов на узорной скатерти. Четкие и ясные их формы, благодаря внутреннему свечению, кажутся необычайно легкими. «Встраиваясь» в композицию плоского цветочного орнамента скатерти, они словно материализуют его своими объемами.



Своеобразие творческих задач мастеров начала двадцатого века можно проследить, сравнивая работу Кузнецова с «Яблоками» Анри Матисса (слайд № 23).



В отличие от русского мастера, создавшего поэтичный художественный образ, насыщенный изобразительными элементами, Матисс увлечен упрощением предметной характеристики фруктов и стола, на котором они находятся Это ведет к декоративной отвлеченности изображения и, при четкости композиционного решения, определяет монументальность произведения, внешняя форма которого преобладает над содержанием.



Однако, и в сложных перипетиях формальных поисков натюрморт сохранил глубокое человеческое содержание, в котором лирическое начало может сменяться драматизмом. В произведении Пабло Пикассо «Зеленая миска и черная бутылка» (слайд № 24) аскетически мужественной формой изображенных предметов и траурным аккордом черного и красного цвета создан емкий художественный образ, отражающий внутреннее состояние мастера.



В искусстве XX века натюрморт сохранил за собой положение творческой лаборатории художника, через него в самых разных техниках продолжают утверждаться новые грани восприятия предметного мира, взаимосвязи человека и окружающей его действительности (слайд № 23).



Завершим наш краткий обзор истории этого жанра натюрмортом итальянского художника Джорджо Моранди (слайд № 25). Представленный зрителю строгий набор вещей отмечен мягким созерцательным настроением, выверенностью композиции и тонкой, несколько условной цветовой гаммой, как бы дистанцирующей зрителя от реального предметного мира в сторону его художественной проекции.



Интересная статья? Поделись ей с другими:





Сюжетный натюрморт имеет некоторый сюжет, объединённый названием «накрытый стол», «завтрак», «десерт», «ужин» и др. (И.Грабарь «Утренний чай», «Неприбранный стол» и др.); натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа; натюрморт может быть включён в портрет, картины других жанров живописи.



И. Хруцкий "Натюрморт с кувшином"



Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.



Педагог отбирает художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта сенсорного и эстетического восприятия. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.



Рекомендуется для детей младшей и старшей групп однопорядковые натюрморты (не должны иметь большого количества объектов, яркие, простые по средствам выразительности).



В средней группе в дальнейшем предлагают смешенные по содержанию натюрморты (обратить внимание детей на некоторые средства выразительности, цветовую тональность, контрастность цвета).



В старших группах в дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагают натюрморты сюжетного характера (разнообразные по композиции, по видам – жанровые, исторические, в изображение портрета и т.д.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий